среда, 26 мая 2010 г.

Индустрия моды как успешный образец культуры Open Source

Некоммерческая организация TED выложила на своём сайте видеозапись выступления Джоанны Блекли с недавно прошедшей конференции TEDxUSC 2010 в университете Южной Калифорнии. Это очень любопытная лекция (15 минут), основная идея которой состоит в том, что индустрия моды со своей слабым использованием копирайта может стать примером для медийной индустрии и для софтверного рынка. Она показывает, как рынок дизайна одежды и генерирует сотни миллиардов долларов практически при полном отсутствии интеллектуальной собственности (у них есть только трейдмарки, то есть можно полностью копировать чужой дизайн, но нельзя копировать логотип).
Обсуждение: http://habrahabr.ru/blogs/copyright/94630/

Интересно, а что если…


Например, Вячеслав Зайцев придумал модный/удобный фасон одежды. Через несколько месяцев китайцы заваливают российский рынок ширпотреба одеждой аналогичного фасона. Зайцев якобы лишается недополученной прибыли.

Что если бы Зайцев закрыл свой интеллектальный продукт патентами и не дал китайцам выбрасывать на рынок похожий товар, то что бы изменилось для потребителей?

Ответ: цены на такую одежду взлетели бы до небес.

А что если бы Зайцев специально отдал свою интеллектуальную собственность в руки международного союза кутюрье и запретил бы "закрывать" свои фасоны от широкого распространения, то есть обозначил статус своего творчества как только открытого и доступного для всевозможных вариаций другими кутюрье, не брал бы за это ни копья денег (авторских отчислений). То кто бы выиграл от такого «открытия»?

Ответ: выиграли бы Зайцев с китайцами за счёт союза кутюрье; цены были бы ниже плинтуса за счёт массовости. Творческий союз кутюрье оказался бы в проигрыше из-за демпинга, несопоставимого объёма и дикой разницы цен между «зайцевским» ширпотребом и эксклюзивного товара от других кутюрье — налицо вытеснение кутюрье из массового сегмента рынка и сильной сегментации. Расслоение общества потребления неизбежно.

Третий вариант: Зайцев генерирует только идеи и не патентует их, строит свой бизнес на реализации их наравне с конкурирующими партнёрами в лице других профессиональных кутюрье и китайцев. Что бы было?

Ответ: хорошо сбалансированная на основе чисто рыночных механизмов модель производство-потребления, учитывающая запросы всех без исключения производителей продукции и потребителей, которые покупают то, что им нравится и за адекватную цену.

Комментариев нет: